Певица и композитор
Amaria, раньше работавшая в разных жанрах, начала сотрудничество с продюсером Еленой Чистовой, когда-то раскручивавшей «Агату Кристи», и теперь серьезно сконцентрировалась на рок-музыке. С подачи Чистовой к работе над рок-альбомом Амарии «Бессонница» привлечен такой известный музыкант, как экс-саксофонист группы «Наутилус Помпилиус» Алексей Могилевский. А пока пластинка записывается, мы поговорили с Амарией об ее авторитетах в мировой рок-музыке, о том, способен ли рок-н-ролл изменить мир к лучшему, о тех наших музыкантах, которые могли бы достойно представлять Россию на международной сцене, и о многом другом.
Когда вы решили поработать с музыкальным продюсером, почему ваш выбор пал на Елену Чистову? Вы раньше увлекались группой «Агата Кристи», которую она раскручивала?
В моем случае выбора не было. Мы знакомы довольно давно. Елена поразила меня на нашей первой встрече, когда я, литератор, пришла посоветоваться о том, как продвигать очередную книгу. Яркая, довольная жизнью, умная, энергичная, прослушав мой ответ на ее «расскажи о себе», срезюмировала: «Боже мой, как скучно!» И тут я впервые поняла, что успешность «по всем фронтам»: образование, деловая сфера, семья, литература, - это еще не повод быть «нескучной», а скучной быть я уж точно не хотела. Прошло время, в мою жизнь пришла музыка, Чистова удивилась немного, послушала первый альбом, где джаз, фолк, трип-хоп, романс, рок-н-ролл, спросила: «Кто ты, женщина? Где именно ты во всей этой разнообразной музыке?» Ответ пришел в этом году. Я выросла на The Beatles и Pink Floyd, спасибо родителям, в юности слушала рок: зарубежный и наш: «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», - от себя не уйти, сбросив образ «гранд-дамы», как ставшую тесной старую кожу, погрузилась в поп-рок с элементами этники и альтернативы. Это, впрочем, не исключает ни сочинения, ни исполнения музыки других жанров.

Как музыканту сбалансировать в своей игре или пении технику и внутренний смысл?
Отличный и нетривиальный вопрос! Мой педагог, Анна Игоревна Руднева (кафедра эстрадно-джазового пения Академии Гнесиных) говорит, что без состояния внутренней радости, которой ты готов поделиться со слушателями, петь вообще не стоит. До того, как зазвучит первая нота, вокалист уже находится в этом состоянии. В этом суть певческого искусства. Техника – та база, которая должна быть по умолчанию. Но магия возникает лишь при трансляции тонких энергий. В связи с этим исполнение «под фанеру» - не пение вообще. Инструментальное исполнение – про то же самое: как великолепен за роялем Юрий Розум, как накрывает своей волной гитарист Иван Смирнов, - чудо!
Что вам интереснее: сочинять музыку или играть и петь на сцене?
Это разные формы радости, в моем случае - неразделимые. Исполнение собственных песен, когда ты и автор музыки, и автор слов, сродни мини-подвигу самораскрытия: вот ты, такой, как есть, выходишь и поешь себя. Не за что спрятаться, а творческие натуры они такие ранимые – люди ТДО, есть такая аббревиатура, – тонкая душевная организация…
Легендарный гитарист Эрик Клэптон когда-то переживал, что музыкальная критика расстроила ему нервы - и даже стал скрываться от нее. А вам она могла бы причинить сильную боль?
Критики критикам рознь. Я прислушиваюсь к тем, кто достиг вершин мастерства в профессии, их критика для меня - истинно ценная вещь, которую я безусловно принимаю и учитываю. Вот буквально на днях получила звонок от маэстро Алексея Козлова, которому ранее удалось передать часть музыкального материала на прослушивание, он уделил мне более получаса, направил мысль к основам, к протомузыке (мастер считает, что будущий вектор развития – именно в этнической музыке, в жанре Folk и World Music, практически все остальное – цитирование и повторы), дал несколько важных имен и ссылок, - чудо! Когда же слышишь замечания из уст тех, кто, по собственному признанию, «ничего сам не сделал, и как надо, не знает, но точно знает, как не надо» - пришлось недавно столкнуться с таким и даже с банальной матерщиной в адрес музыкального материала из уст одного из экспертов музыкальной индустрии, - на такие выпады реагировать нужно только дальнейшим движением вперед по принципу «собака лает – караван идет». В нашей российской действительности при глобальном ежедневном стрессе и отсутствии прозрачных правил в какой-либо сфере, злобствование цветет пышным цветом, а к его проводникам я отношусь скорее с состраданием, во многом их агрессия - не их вина, а результат травмы и нереализованности. Важным аспектом является и то, что в моей корзине положительные рецензии таких музыкантов как Уолтер Афанасьев и Любовь Казарновская, кроме того, я вступила на музыкальную стезю в пору зрелости, закаленная жизнью в литературе и бизнесе, а уж там с чем только не приходилось сталкиваться…

Сейчас вы записываете дебютный рок-альбом. Расскажите, какова основная идея альбома?
Дебютный именно рок-альбом, первый альбом вышел в 2014 году, всего же написано на данный момент 62 песни, из которых 23 существуют и в англоязычной версии. Психологические музыкальные новеллы – вот концепция альбома. Каждая песня – мини-история по острым темам: переживание женщиной собственной измены («День другой»), история не любовного треугольника, когда третий становится лишним, что сплошь и рядом происходит в бизнесе, и не только, – «Черный ферзь», послание мальчику-мажору через цитирование жизненного пути Сиддхаргхи Гаутамы Будды («Мальчик»), о синдроме незавершенных отношений («Молчаливая борьба»), о границах женской жертвенности («Стоунхендж»), о всепоглощающем фейке («Фейк»): «она вздохнет – опять не повезло, но дебет с кредитом сведен – не так обидно: оплачен ужин и презент, какой мужчина!», - вытесняющем саму возможность обрести любовь… Мне как автору интересны люди и их подлинные, не причесанные истории, - о них и пою.
Существуют ли исполнители в мировой рок-музыке, на которых вы ориентируетесь? Те, кто «поют» у вас внутри, чьи настроения попадают в ваши песни?
Pink Floyd, The Beatles - Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band и Abbey Road – в особенности, Sting, ранний Depeche Mode, многие другие.
Как вы считаете, есть ли в современном российском роке музыканты, чье творчество достойно того, чтобы его показывать на международной арене?
Я назову имя, в котором абсолютно уверена, - композитор гитарист Иван Николаевич Смирнов. О других – приведу цитату гуру рок-джаза Алексея Семеновича Козлова: «Некоторые такие группы хорошо известны за рубежом, в Японии или в Германии. Но в России о них очень мало кто знает. Вот для примера далеко не полный список этих групп:
Infront, Disen Gage, Cracked Rombix, Ascorbic Acid, Exit Project, Elefant, «Кин-Дза-Дза», Inner Drive, By Zero (Division By Zero), «Кшеттра», «Чим Снисто», Reserve de Marche, «Я слева сверху» (все – Москва), «Подвижники», Blind Vandal (Архангельск), Mystic Morrison Vision (Волжский), Introspective FM (Ярославль), Vespero (Астрахань), Gourishankar (Сыктывкар)». И, как следует из текста, за рубежом их уже знают лучше, чем на родине.
Как вы считаете, способна ли современная музыка изменить мир – как это происходило, например, в 60-е годы прошлого века?
В 60-е музыка поднимала острые темы: социальное неравенство, сегрегация, проституция. Это возможно лишь в нравственном обществе. Кого сейчас в массе волнуют такие вопросы? Нам априори нужно больше доброты и искренности. Страшно сказать, как далеко мы ушли от нравственных ориентиров. Пора ответственно подойти к творчеству, прекратить демонические пляски у костра разнузданности. Любовь и музыка – две огромные силы, способные творить чудеса. Любовь – прежде всего. Музыка должна быть верной спутницей и проводником, для этого и нужна гармония, пробуждающая душу, а в песнях – смысл, пробуждающий разум, затюканный в «два притопа, три прихлопа» отупляющими словами. Огромная страна, трижды выжженная в прошлом веке, но здесь, где как не здесь рождалась великая музыка и великая литература. Пора бы уже вспомнить об этом и перестать кривляться. Неловко как-то даже говорить об этом, все настолько очевидно в последнее время. Да, музыка способна изменить мир в любые времена, и в наше смутное время тоже, спасибо Интернету, все больше хорошей музыки прорывается, несмотря на практически полное отсутствие не купленных премий, эфиров и рейтингов.
Фотограф - Даша Ястребова