Вечер добрый, друзья. Не хотите ли Вы поговорить о Боге? Не бойтесь, меня не покусал пришедший из ниоткуда кришнаит или иеговист, просто настало время погружения в анналы истории! Hot Song History снова с Вами, и нас сегодня встречают достаточно интересные британцы.
Когда-то давно я осознал одну вещь – «если Вы не любите электронную музыку, то Вы никогда не слышали Depeche Mode».
И начнём с пары слов о стиле. «Вестники моды» создали шикарный микс синти-попа, электроники и рока. До девяносто пятого года группа играла как квартет, где основной объём работы выполнял Мартин Гор. Он вам и клавишник, и гитарист, и бэк-вокалист. В общем, старался парень, как мог. А у критиков в то же время возникал серьёзный, и что характерно, закономерный вопрос – «Если вы играете рок, то где же преобладающее звучание гитары?». Возможно, надоев жить с этим обвинением, а может быть, просто во время очередного эксперимента и был рождён «Personal Jesus».
Пара слов о названии. Не стоит воспринимать его буквально, ибо это никакой не «Персональный Иисус». Просто в английском существует фразеологизм «Personal Jesus», означающий нательный крестик. Однако и тут не всё так просто. Британцы решили проявить всю свою скрытность, и так и не решились дать своей песне хоть какую-то однозначную трактовку.
Так, например, существует мнение, что идея песни пришла Гору в голову ещё во время тура в 1988 году. Находясь в Штатах, Мартин ежедневно наблюдал десятки лжепророков, которые вещали с голубого экрана примерно одно и то же – «Приди и покайся, грешник». Номера телефонов и адреса, а так же цены прилагались. Однако посвящать несомненный хит неизвестно каким проповедникам – явный моветон, поэтому всё тот же Гор расширил трактовку песни, сказав, что создал он её под огромным впечатлением от книги Присциллы Пресли, написанной по воспоминаниям о муже, небезызвестном короле рок-н-ролла, Элвисе Пресли.
Мартин Гор:
«Это песня о том, каково быть Иисусом для кого-то, дарить надежду и заботу. Она о том, что Элвис был ее мужчиной и наставником, о том, как часто подобное случается в любовных отношениях; о том, как чье-то сердце становится в каком-то роде подобным Богу, а это не очень объективный взгляд на человека, не правда ли?».
Хотя лично мне это кажется попыткой притянуть желаемое к действительному, а также просто сгладить углы возможного конфликта с религиозными фанатиками. Ведь за пару лет до этого Депеши достаточно точно и тонко выразили своё отношение к религии в песне «Blasphemous Rumours». Коротко для тех, кто не знает. В этой песне повествуется о девушке, которая предприняла попытку суицида, но выжила. Да не просто выжила, а уверовала во Христа, но через два года была сбита машиной. Закономерный вывод - «по-моему, у Бога жуткое чувство юмора» сам собой напрашивался. После этой песни у Депешей были огромные проблемы с ротациями на радио, так как христианские фанатики взбудоражились из-за подобного отношения к их богу и блокировали «Модников» как только могли. Вследствие этого вполне понятно желание придать «PJ» более социальный подтекст.
Просто гениальная рекламная компания предшествовала выходу данной песни! Ещё за пару месяцев до выхода сингла по всей Британии в газетах стали появляться объявления со всего одной фразой – «Your own personal Jesus». Спустя какое-то время к фразе добавили и номер телефона, позвонив по которому (о даааа!) Вы бы услышали сей нетленный хит.
Естественно, данная акция не прошла незамеченной и вызвала фурор у меломанов по всей Британии, моментально взорвав чарты.
Забавная история произошла на съёмках клипа. Дело в том, что Энди Флетчер, клавишник группы, ужасно боялся лошадей, а клип по задумке снимался в атмосфере Дикого Запада, что как бы намекало на необходимость оседлать какую-нибудь строптивую лошадку.
Дадим же слово самому Энди:
«Personal 3esus» – возможно, худшее мое воспоминание. Мы были в пустынном испанском городке – одном из тех ковбойских городков, где снимают вестерны и тому подобное. И весь день мне говорили: «Ну, Флетчер, тебе позже придется прокатиться на лошади». Я думал: «Но я не умею ездить на лошади!» А они говорили: «Не беспокойся, она хорошая, тихая – ну, большая, но всё в порядке».
Естественно, посмотрев клип, Вы оцените уровень троллинга, ведь оседлать Флетчеру в итоге пришлось лошадку деревянную xD
Скажу пару слов о культурном наследии данной песни, а также о двусмысленности восприятия. Как известно, хороший, годный троллинг определяется как раз непониманием собеседника «а троллят ли меня?». Такая история приключилась и с «Персональным Иисусом». Подумать только, кавер на данную композицию записал как убежденный христианин Джонни Кэш (напрочь изменив звучание, придав характерное ему кантри-звучание), так и заядлый антихрист рок-сцены – Мерилин Мэнсон.
Звучание у провокативной суперзвезды не сильно отличалось от исходника, но в клипе дядя Мэнсон отыгрался на славу! Был там и Иисус в не лучшем свете, и горячие Всадницы Апокалипсиса, и Сталин с Гитлером и Муссолини, чего только не было! Nuff said, must see!
В заключении хотелось бы сказать, что именно сия композиция надолго заткнула критиков и позволила Вестникам Моды закрепиться в элите британского рока.
На этом у меня всё, благодарю за внимание. Берегите тех, кто дарит вам надежду и заботу. Всё будет Rock`n`Roll!